КАК СМОТРЕТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СПЕКТАКЛЬ

Итак, вы собрались в театр. Давайте для начала познакомимся с некоторыми особенностями восприятия произведений театрального искусства.
Степень, качество этого восприятия определяется многими факторами: мировоззрением, образованием, средой общения, общим культурным уровнем.
Порой пытаются выработать какие-то единые, «объективно-истинные», «эталонные» оценки театрального искусства, но ведь его восприятие, как и всякого искусства, все-таки очень индивидуально. Поэтому-то в каждом спектакле зритель улавливает не только общее, принимаемое большинством, но и обязательно что-то свое, сугубо личное, что особенно близко его жизненному опыту, его мыслям и чувствам.
Среди зрителей встречаются полярные категории. Одни признают только те спектакли, в которых необходимо домысливать, дорисовывать чуть ли не каждую режиссерскую, оформительскую метафору, находку… Чем больше оригинальности, неожиданностей, порою весьма замысловатых и сомнительных, тем лучше для них… Другие же, наоборот, забывают, что театр, как и всякое искусство, по своей природе условен и не приемлют на сцене никаких новаций. Для них все должно быть знакомо и сразу понято, им подавай лишь сугубо традиционные постановки.
Нужно ли напоминать о том, что обе крайности плохи?
Мешают восприятию и веяния моды. Есть, к сожалению, любители сцены, которые свои явные симпатии к одному театру сопровождают столь же явной неприязнью к другим театральным коллективам. Этим они в первую очередь обкрадывают себя.
Процесс восприятия спектакля можно разделить на три основных этапа. Первый — это своеобразная подготовка к встрече с произведением искусства, когда мы заранее настраиваемся на спектакль, ожидая знакомства с его героями. Чтобы научиться правильно смотреть и оценивать спектакль, к восприятию его необходимо подготовиться. Тогда мы сможем понять не только то, что лежит на поверхности, на уровне эмоций, но и постичь внутреннюю мысль автора, режиссера, актеров, оценить своеобразие их художественного видения. И начинать надо, если это, разумеется, возможно, с предварительного ознакомления с литературной основой спектакля.

Прокомментировать